|
   [ главная / библиотека / Жак Блез Перестать знать
]
скачать всю книгу
   Жак Блез Перестать знать
Жак Блез. Перестать знать. Философия гештальт-терапии / под ред.
Н.Б. Кедровой. Пер с франц. - Воронеж: Самиздат, 2007. - 100с.
Blaize J. Ne plus savoir. Phenomenologie et etique de la
psychotherapie. - Bordeaux: L'exprimerie, 2001,
переведено с разрешения издательства
Перевод с французского языка М.С. Павловской и
И. В. Дубровского
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
НЕВРОЗ И ИЗМЕНЕНИЕ 7
ЭТИКА, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 24
ИЗМЕНЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ: КАКОВА ПАРАДИГМА? 37
АБСТРАКЦИЯ ТЕЛА 48
ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К
ТЕЛУ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ 54
ПОЗВОЛЯЕТ ЛИ ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ
ОБОСНОВАТЬ ОСОБУЮ ГЕШТАЛЬТИСТСКУЮ ЭТИКУ? 68
ПРОЕКЦИЯ: КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИИ 74
КОММЕНТАРИИ 94
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наталия Кедрова
Дорогие гештальт-терапевты, уважаемые гештальт-супервизоры, почтенные ведущие обучающих программ!
С большим удовольствием представляем вам выпуск переводов статей нашего французского коллеги Жака Блеза, посвященных проблемам теории гештальт-терапии.
Жак Влез живет во французском городе Нанте, он практикующий гештальт-терапевт, директор Института Гештальт-терапии в Нанте и ответственный за обучение. Он регулярно преподает в других учебных центрах во Франции и других странах Европы. Однажды он даже приезжал в Россию и проводил семинар по этике и суперви-зии в гештальте в рамках московской образовательной программы Жана-Мари Робина "Совершенствование в гештальт-терапии". По своему первому образованию Жак Блез - философ, специалист в феноменологическом подходе в духе Э, Гуссерля и М. Хайдеггера.
В аннотации к французскому изданию говорится: "Вполне очевидно, что всякая форма психотерапии, включая терапию гештальта, опирается на знание. Вместе с тем, по-настоящему творческий терапевтический акт в большинстве случаев невозможен без отказа от этого знания.
Такой отказ от готового знания, который должен совершиться хотя бы на какое-то время, не может увенчаться полным успехом, но всегда необходим. Для психотерапевта это просто попытка быть со своим пациентом, словно он впервые его видит. Данная позиция, естественно, основывается на феноменологическом подходе, инициированном Э. Гуссерлем, и даже в каком-то смысле является определением феноменологического подхода.
Таким образом, автор призывает нас к феноменологическому прочтению гештальт-терапии, а также, по-видимому, психотерапевтического акта вообще, и делает это понятным и лаконичным языком, стараясь избегать неясностей и чрезмерных упрощений.
Гештальт-терапия, действительно, подчас бывает забывчива в отношении своих феноменологических оснований: слишком часто она соблазнялась техническими приемами, начинала наивно верить в то, что за ее понятиями стоят реальные вещи, приписывала себе власть изгонять страдания и вести к счастью.
Перестоть зноть. Философия гештдльт-тер_дпии_
"Перестать знать" и значит расстаться с этой иллюзией. Это момент, в который возникает возможность нового как выход из невротического повторения, одним словом - возможность подлинного изменения. Это значит также вернуть этический аспект самому терапевтическому акту".
В манере работы и в изложении своих взглядов Жака Блеза было удивительное сочетание деликатности в отношении к переживаниям клиента и твердости и ясности собственной позиции. Мне кажется, что эти черты видны и в текстах, которые вошли в этот сборник. После знакомства с работами Жака Блеза возникают новые вопросы и новые повороты мысли о таких сторонах психотерапевтической профессии, как этический аспект терапевтических отношений, смыслы тех выборов, которые совершаются во время терапии, о тех ориентирах, которые помогают терапевту увидеть, воспринять в клиенте и в его ситуации важные ростки той важной новизны, которая постоянно избегается клиентом. Очень важным в этой позиции мне представляется свобода терапевта воспринимать и называть происходящее с клиентом, находясь с ним в близости и сопереживании его страданию. Эта смелость и честность терапевта проявляются не только в работе с клиентами, но и в отношении к коллегам и сообществу, в отношении к базовым понятиям и - увы! - сложившимся догмам гештальт-терапии. Мне кажется, что эти качества присущи пока и нашему гештальтистскому сообществу, и я надеюсь, что встреча еще с одним автором поддержит и собственные творческие поиски наших гештальт-терапевтов.
Хочется поблагодарить всех, кто имеет отношение к изданию этого сборника. Жана-Мари Робина, французского издателя книги, из которой взяты статьи, за предоставленное разрешение переводить и издать статьи как учебные материалы для русских гештальти-стов. Марину Павловскую и Игоря Дубровского за прекрасный глубокий перевод с французского языка. Полину Иевлеву и Андрея Го-ловатюка за кропотливую художественную и техническую работу.
-4-
-5-
Перестать знать. Философия.гештадьт-терогн
Дорогие русские друзья и коллеги,
Когда в 1994 году я впервые приехал в Москву по приглашению Жана-Мари Робина и Московского Гештальт Института, то, что меня поразило больше всего, было ваше огромное желание учиться. Вероятно, это было связано с теми политическими катаклизмами, которые Россия недавно пережила и все еще переживала. Однако мне кажется, такая жажда учиться, кроме того, содержала в себе традиционную открытость "русской души" в отношении европейской и, в особенности, французской культуры. Я знаю, что после 1992 года вы познакомились со многими образовательными программами по гештальт-терапии. к вам приезжало много других тренеров из разных стран. Мне очень приятно, что некоторые части моей книги ((Перестать знать" переведены на русский язык и дошли до вас, благодаря Наташе, Даниле, Елене и, наверное, кому-то еще, кого я не знаю.
Жак Блез
Жак Блез
Невроз и изменение*
Я связываю два понятия, "невроз" и "изменение", именно потому, что одной из отличительных особенностей невроза, как его понимает гештальт-терапия, как раз является невозможность изменения или, по меньшей мере, отказ от нового.
Невроз понимается не столько как расстройство внутреннего физического состояния, сколько как расстройство переживания опыта, в который включены индивид и мир, организм и среда. В самом деле, первое, что есть, - это единство поля организм/среда. Если воспользоваться примерами, приведенными в книге Ф. Перлза, Р. Хефферлайна и П. Гудмена1, это значит, в частности, что дыхание не было бы возможным, если бы не было воздуха, необходимого для дыхания; или не было бы походки, если бы отсутствовала земля, по которой можно пройтись. Речь идет, следовательно, не о внутренней функции организма, но всегда о функции контакта организма и среды.
Понятие контакта на психологическом уровне подразумевает явление чего-то нового, того, что создает возможности для роста. Новое возникает в среде, которая требует реакции и приспособления. В ходе этого приспособления новое может рассматриваться как новое, и, в таком случае, приспособление совершается не в смысле адаптации, а в смысле творческого акта; речь идет об изобретении нового образа действия, понимания или бытия. Такое приспособление заключает в себе рост; благодаря новому опыту контакта, организм делается немного отличным от того, чем он был до того: он интегрирует в себя нечто новое.
Но к новому можно отнестись иначе: его можно свести к уже известному и поступать на практике так, как если бы ничего нового не произошло. Рискованность этой ситуации состоит в том, что мало-помалу среда перестает восприниматься такой, какой она является, а кажется такой, какой она была; в конечном счете, среда отчасти или вполне делается непонятной, и становится очень трудно ориентироваться в ней. Это и есть один из базовых признаков невроза: невозможность надлежащим образом ориентироваться в среде. Чаще всего, это сопровождается тревожностью: действительно, при здоровом процессе
-6-
Blaize J. Nevrose et ehangement // Blaiie J. Ne plus savoir. Phenomenologie et etique de la psychotherapie. Bordeaux, 2001, p. 37-58. Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на нескольких конференциях, впервые в Ренне в 1991 году, последний раз в Сен-Назере в 1996 году; текст был дополнен и исправлен в ноябре 2000 года. -Пром. автора
-7-
Перестоть зноть. Философия гештальт-терапии
роста новое вызывает определенное возбуждение, идет ли речь о потребности, интересе или желании, тогда как при неврозе само это возбуждение оказывается блокированным. В частности, невроз не позволяет осознать исходящие от нового потенциальные угрозы; так что возбуждение больше не направлено на среду, оно трансформируется в тревожность, которая не касается чего-то определенного или цепляется за что-то как за предлог.
Человеческий организм, объединяя в себе одновременно психическое и физиологическое, определяется, в том числе, своей способностью создавать фигуры и фоны и выводить на первый план то, что важно в текущей ситуации, так, чтобы контакт был реально возможным. То есть способность создавать фигуры, а также способность позволять им распадаться, отходить на задний план, давая место другим фигурам, которые могли бы возникнуть в соответствии с новыми ситуациями. Человеческий опыт, не являющийся невротическим, может быть, таким образом, описан как постоянный поток моментов контакта и моментов отступления, каждый из которых имеет смысл лишь применительно к осуществляющейся ситуации в целом и к тому, что внутри этой ситуации утверждается как наиболее важное. Именно этот процесс в геш-тальт-терапии называется "саморегуляцией поля организма и среды" .
Как бы то ни было, такая саморегуляция может быть нарушена, она может потерпеть неудачу, и опыт, в таком случае, превращается в невротический. Вот несколько примеров .
Первый касается женщины, которая сообщила мне о своем желании найти работу, связанную с детьми (ясли, сад и так далее). Но в ходе терапии выяснилось, что, на самом деле, речь для нее шла о том, чтобы "возместить" страдания собственного детства. Строя свои планы, она полагата, что нацелена на настоящее, тогда как в результате проекции она имела дело с событиями прошлого. То, что было расценено здесь как нечто важное, как подлинная цель, являлось в действительности средством для достижения другой цели; а если то, что внутри ситуации по-настоящему является самым важным, не воспринимается таковым, саморегуляция обречена на провал со всем вытекающими отсюда растерянностью и страданием,
В целом, можно сказать, что фиксация на прошлом мешает настоящему в том, чтобы видеть реально существующее, и ведет к нарушению саморегуляции. Мне приходит на ум другой пациент, мужчина, у которого, кроме прочих проблем, были большие трудности в общении с женщинами. После довольно длительной терапии, потребовавшей не-
скачать всю книгу
|
Сайт создан в системе
uCoz